Так ли плох искусственный камень?

Типология камней по способу происхождения

Специфика процесса образования стала критерием для еще одной классификации на драгоценные натуральные, синтетические и искусственно облагороженные камни.

Натуральные драгоценные камни.

Редкие природные минералы, образованные естественным путем без вмешательства человека. Натуральные камни отличаются способом преломления света. Луч может как отражаться или поглощаться, так и проходить сквозь минерал. Учитывая эти особенности, ювелиры создают настоящие произведения искусства.

Высокая цена природных драгоценных камней объясняется трудоемкостью добычи, внешней неповторимостью, немногочисленностью и такими уникальными свойствами, как твердость и прочность.

Синтетические камни.

Максимально точные аналоги образцов природного происхождения. Создаются искусственным путем на фабриках и в лабораторных условиях. Часто встречается еще одно определение – «выращенные ювелирные камни». Справедливое название, особенно учитывая тот факт, что современные технологии очень точно имитируют естественный процесс. Минерал «рождается» и растет в скрупулезно воссозданных природных условиях, но значительно быстрее.

Почему синтетические драгоценные камни так популярны:

Искусственно выращенные аналоги позволяют сделать ювелирные украшения доступнее.

Часто только в лабораторных условиях удается добиться абсолютного совершенства камня – чистоты, глубины и насыщенности цвета.

В ряде случаев синтезированный камень – единственный способ заменить исчезающий природный вид.

Искусственно облагороженные камни.

В эту категорию вошли обработанные природные камни, измененные внешне и усовершенствованные в плане физических свойств. Сюда не относится огранка и полировка. Благодаря облагораживанию улучшается цвет, чистота, повышается прочность натурального, а иногда и синтетического камня. Все эти манипуляции влияют на ценность образца и расширяют возможности его применения в изготовлении ювелирных украшений. Яркий пример искусственно облагороженных камней – алмазы с измененным цветом и заполненными трещинами.


Основные методы облагораживания: термическая обработка, облучение, окрашивание, пропитка специальными составами.

Сегодня в той или иной степени облагорожены практически все драгоценные камни. Это нормально! Известна масса случаев, когда только за счет человеческого «вмешательства» удавалось продлить «жизнь» действительно редких экземпляров.

И еще пара слов о «настоящих» и «не совсем настоящих» камнях.

Людям очень хочется делить камни на «драгоценные» и «полудрагоценные». Но, если разобраться в характеристиках, не существует ни первых, ни вторых. «Драгоценными» можно назвать образцы исключительно ювелирного качества, с которыми не проводилось никаких «запрещенных» действий. 

Факт №1.

Любой минерал может быть ювелирного или неювелирного качества. Другими словами, даже самый мутный и неприглядный алмаз не перестает быть алмазом, но к драгоценным камням такой образец уже не относится. А вот под понятие «ювелирные» подпадают ВСЕ камни, пригодные для вставки в изделие. После правильной обработки тот же кальцит заиграет гранями не хуже своего «благородного» собрата. 

Факт №2.   

Практически все рубины относительно крупных размеров - «стеклозаполненные». Данное понятие отражает процесс, при котором качественные экземпляры невероятных цветов доводят до совершенства свинцовым стеклом по причине растрескавшейся структуры. Подобная манипуляция исключает понятие «драгоценный камень». По внешнему виду стеклозаполненный минерал не отличить от настоящего. В сертификате обязательно укажут «природный рубин», и это будет ПРАВДОЙ! Но разница в цене в таком случае колоссальна.

Факт №3.

Качество огранки намного важнее качества камня. «Бедная» огранка просто уничтожает и обесценивает самые редкие и уникальные образцы. В то же время, профессиональная огранка дает все шансы самому неказистому экземпляру засверкать очень дорого и привлекательно для покупателя.

Грамотный ювелир прекрасно понимает, что, независимо от критериев классификации, каждый камень по-своему уникален. Часто цена камня определяется не столько названием и каратами, сколько индивидуальностью образца.